|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Смысл слова «фуфло» (жаргонное, пренебрежительное) толкуется как что-то недостоверное или фальшивое, дурное и некачественное. Синонимы: фигня, туфта, надувательство. Вдумчивые филологи настаивают, что фуфло обычно прибегает к широкой саморекламе (в отличие от полной фигни или тихого надувательства), оно громкое и навязчивое.
Тупее только пни в лесу.
Все эти красоты «великого и могучего» припомнились мне, когда «Московский комсомолец», с присущей ему непосредственностью, познакомил меня и других восторженных читателей с проектом манифеста Народного фронта «За Россию» (так будет называться после съезда давно дремавший Общероссийский народный фронт).
Честно признаюсь: сначала я, со свойственной мне наивностью, воспрял и воспарил (именно в этом порядке). Но затем, надеясь выучить величественный текст наизусть, я, нечаянно, конечно, задел те участки моего головного мозга, которые ранее отвечали за критическое мышление, а нынче почти атрофировались из-за эпизодического просмотра государственных телеканалов. Такому мышлению, вспомнилось мне, свойственно сопоставлять утверждения друг с другом, с жизнью, с течением событий. Постигшее меня в результате разочарование побудило взяться за перо и поделиться плодами применения ненадолго реанимированных участков мозга. (Согласитесь, уже за одно это я должен быть благодарен Народному фронту.) Что меня покорило с самого начала. Вы должны меня понять, конечно. Во-первых: никаких упоминаний о праве, демократии, народовластии и прочей дребедени. Равно как и о рыночной экономике, благоприятном инвестиционном климате и тому подобных материях. Надоело! Власть твердит, что все давно воплощено и укреплено, а оппозиция трендит, что все давно нарушено и разрушено. Надоело. Ни слова о безбрежном воровстве власти, о спаде производства, о бегстве капиталов, о послушных судах, о наглых чиновниках, о гражданах, которые боятся полиции больше, чем преступников. Нет речи о гибнущей системе образования, о системе здравоохранения, сокращающей российское население. С беспредельной деликатностью народнофронтовцы не упоминают о растущей ксенофобии, об усиливающемся религиозном мракобесии, о том, что некогда «самый читающий» народ в мире превратился в оболдуев, которых не отодрать от телевизионной похлебки или компьютерных игр; нам не напоминают о том, что халтура и имитация стали суть производства, творчества, быта, всей жизни, наконец. Ведь правда, это вдохновляет и ободряет? Приятно читать политические тексты, написанные счастливыми людьми для полных идиотов. Но это все не важно, поскольку я, знакомясь в первом прочтении с проектом манифеста, наконец обрел духовные скрепы и даже слегка привстал с колен. Вдумайтесь сами: наконец-то появились люди, образовавшие коалицию «национального развития, основанную на ценностях патриотизма, гражданственности, созидания, справедливости». Более того, эти люди понимают, что «великой стране необходимы великие цели». А вот и сами цели:новая индустриализация; «Вернуть России роль мирового генератора новых знаний и научных открытий… сделав образование и науку главнейшими приоритетами политики развития»; «Реализовать историческую миссию России как интеграционного центра евразийского пространства», и одновременно «Сохранить и укрепить наше уникальное государство-цивилизацию», и для этого «Продемонстрировать пример цивилизационного единения на основе традиционных общих ценностей»; «Построить эффективное государство и социально солидарное общество. Вырастить новую национальную элиту на основе преданности своей стране, способную жертвовать собой ради общего блага». Это — такая стратегия развития, называемая в тексте «единой, нужной и понятной всем», поскольку себя народнофронтовцы рассматривают как «инструмент, рабочий механизм взаимодействия между государством и обществом, властью и народом», и они же эту стратегию будут реализовывать. Метод достижения приведенных великих целей таков: • сплотиться и дорожить Отечеством; • «работать на общее дело и общее благо»; • объединиться «вокруг общих ценностей, исторических и духовных традиций» (дальше для непонятливых они перечисляются: «Правда. Достоинство, Справедливость, Совесть, Солидарность, Любовь к Родине)»; • воплотить в жизнь формулу работы Народного фронта — «сотрудничество – общественный контроль – гражданская инициатива». Вот он, путь к счастью, процветанию и величию! Прочитал — и просветлело. Проблемы начались с индустриализации. Если прочитать это слово один раз, то на ум сразу придут всякие «Время, вперед!», «Даешь!», «Ударим автопробегом…!» и прочая романтика трудовых будней. А если сделать это раз пять подряд, то начинается какая-то чертовщина. В черепной коробке копошатся всякие мерзкие воспоминания: ГУЛАГ — источник самой дешевой и квалифицированной рабочей силы; распродажа пшеницы и художественных ценностей, конфискация драгоценностей и валюты, чтобы оплатить закупки оборудования и иностранных специалистов; конструкторы в шарашках; гигантские бестолковые стройки; колонны танков, которыми можно трижды опоясать земной шар; и отставание, отставание, отставание… Еще я не понял, почему образование и науку собираются делать «главнейшими приоритетами развития», а здоровье не упоминается. Видимо, предполагается, что люди должны жить очень творчески, но коротко, как Эварист Галуа, мгновенно и патриотично сгорая на работе. А как они собираются вернуть уехавшие таланты? А кто будет учить новых? Их липовые кандидаты и доктора? Потом я вспомнил, как лучшие российские мыслители писали, что историческая миссия России — демонстрировать на собственном опыте опасные исторические тупики, куда лучше не забредать. И как-то расхотелось снова эту миссию воплощать. И сразу перестало быть понятным, какое «государство-цивилизацию» надо сохранять и укреплять. Неужто нынешнее (нюю) — репрессивно-воровское (ую)? Или большевистское? Или монархическое? Значит, нам либо предлагают остаться в светлом настоящем, либо зовут в туманное прошлое. Ведь нам предлагают «цивилизационное единение на основе традиционных общих ценностей». Моисей вел людей из рабства. Нам же предлагают единым строем назад. В ГУЛАГ или в крепостное право? Что из этого обеспечивает большее единство и традиционность? И ради этого будущая элита должна «жертвовать собой на общее благо», о котором в тексте ни слова. Только о ценностях и единении, которое вылезает в разных видах повсюду («Стадо! Не разбредаться!») Мои мозги совсем воспылали недоумением, когда я всю эту традиционность в единении и солидарности сопоставил с задачей «Вернуть России роль мирового генератора новых знаний и научных открытий». Это как!? На основе «самодержавия, православия, народности»? Или на базе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»? Потом я вспомнил, каким образом АлександрIIрешил эту задачу. Он дал свободу университетам. Без всякой традиции и единения. Дал свободу. Но о свободе — ни слова. Какая может быть свобода, когда нужны солидарность и единение!? Текст робко намекает на солидаризм. Но какой? Пьера Перу? У него главной целью солидарного общества было раскрепощение и раскрытие всех способностей человека. Или соборный солидаризм Хомякова? Но он не отделял единство от свободы и ставил своей задачей предотвращать вражду внутри общества, опираясь на православную церковь. Вы видели в лицо нашу православную церковь? Вы верите в то, что она в состоянии предотвращать вражду внутри общества? А что вы думает в этом смысле про нашу власть? Вот. И у меня возникли те же недоумения. Ведь не собирается же Народный фронт свергать власть, создавшую его, и превращать православную церковь в буддистскую. Кстати. А где они собираются растить новую элиту «на основе преданности своей стране, способную жертвовать собой ради общего блага»? У нас, на родной почве, чтобы они, зародыши, брали пример с нынешних, сверху донизу? Или будут вывозить в зарубежные инкубаторы? А в чьи? После всех этих вопросов я снова посмотрел на их дорожную карту к светлому будущему и не нашел в ней никаких стрелок-указателей, только глаголы. Вот они: «сплотиться и объединиться». Есть еще, конечно, общие ценности. И я начинаю их любовно перебирать. «Правда»; та самая, про нашу жизнь, о которой ни слова в манифесте. «Достоинство»; наверняка то, которое воспитывается в гражданах нашими чиновниками и «космонавтами» на митингах. «Справедливость»; это точно — про наши суды. «Совесть»; тут сразу вспоминается журналистика государственных каналов. «Солидарность» мы видели в действиях «Наших» или на митингах на Поклонной горе. «Любовь к Родине»; примеры ее демонстрирует наша элита постоянно. Вот и все. Вот мой короткий путь от воспарения до падения в бездну разочарования. Потом я вспомнил термин «фуфло», с которого начал. А набредя на него, вспомнил еще вот о чем. Качественная, добросовестная работа никогда не стесняется авторства. Фуфло, рекламируя себя, обыкновенно не показывает авторов. Так будет и сейчас. Проверим? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Политика уединения Авторские права и дисклаймер |
|
|